новость
Сложности, с которыми сталкиваются в своей ежедневной работе владельцы животноводческих хозяйств Краснодарского края, разноплановы: это и недостаток финансирования, и необходимость модернизации, и борьба с ранее незнакомыми вирусами и патологиями. Где найти инвестиции для открытия и масштабирования аграрного бизнеса, стоит ли внедрять передовые технологии и как обезопасить хозяйство от потерь из-за болезней животных - об этом и многом другом узнали участники круглого стола «Находки для фермера: от стартапа до конкуренции».
Мероприятие состоялось в рамках Международной выставки оборудования, кормов и ветеринарной продукции для животноводства и птицеводства «ФермаЭкспо», а его организатором выступил русско-английский еженедельник «Юг Times».
Участие в дискуссии приняли представители государственных ведомств, общественники, предприниматели, работающие в аграрном секторе, а также компании других отраслей, тесно сотрудничающие с фермерами. Модератором стал заместитель председателя, управляющий Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», член Общественной палаты Краснодарского края Мурат Дударев.
ЗАЛОГ УСПЕХА
Беседа открылась обсуждением возможностей новых технологий в профилактике заболеваний и лечении животных в крестьянско-фермерских хозяйствах.
Первый заместитель руководителя департамента ветеринарии Краснодарского края Роман Ярош рассказал о том, какая ситуация сложилась в этой сфере на Кубани, и об основных принципах, на которых руководителям хозяйств необходимо строить систему защиты здоровья сельскохозяйственных животных. Он отметил, что важную роль играют те условия, которые создает предприниматель на своей ферме.
— В первую очередь основой профилактики любого заболевания является то, как содержатся животные или птица. Необходимо выполнять все нормативы. Это позволяет поддерживать организм животного в состоянии, которое способно противостоять тем или иным инфекциям, воспринимать профилактическую обработку. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас основные виды угроз инфекционных заболеваний - ящур, грипп птиц, нодулярный дерматит - профилактируются с применением вакцин. И, тем не менее, руководители хозяйств должны понимать, что эффективность любой вакцины зависит не только от прохождения испытаний на качество и регистрации для возможности использования на территории России, но и оттого, что она вводится в организм животного, которое готово, имеет соответствующий статус здоровья и способно выработать антитела к вводимому инфекционному агенту или его производным.
По словам Романа Яроша, сегодня рынок вакцин в регионе достаточно развит, чтобы отвечать запросам животноводов.
— В настоящее время те предприятия биологической промышленности, которые функционируют на территории России, располагают соответствующими наработками, выпускают новые вакцины, диагностические наборы. И их наименований достаточно, чтобы закрывать потребности. Хотя, разумеется, каждый стремится найти для себя что-то получше. На сегодня вакцин достаточно, чтобы противостоять инфекциям из соседних регионов и зарубежных стран и поддерживать уровень иммунитета, который необходим. Это то, что касается особо опасных и карантинных заболеваний, регулируемых вакцино-профилактикой. В птицеводстве и свиноводстве, которые являются самыми интенсивными отраслями производства, на сегодняшний день, как правило, используются комплексные вакцины. Их применение позволяет значительно сократить временные затраты на выработку иммунитета сразу против нескольких возбудителей заболеваний.
ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ
Коммерческий директор ООО «СмартТех» Алексей Ковалев отметил, что важно выявлять проблемы в здоровье стада на ранних этапах. По его словам, большинство из них может быть найдено путем определения наиболее нагретых областей животных в помещении. Как отметил спикер, получить эти показатели с помощью термометра бывает крайне затруднительно, но может помочь такое оборудование, как тепловизор.
— Соглашусь, тепловизор - дорогое удовольствие, оптика в нем состоит из дорогостоящего германия, и далеко не каждый может его себе позволить. Но если рассматривать тепловизор по отношению к его функциям, он быстро окупается: в числе его полезных свойств экономия времени, предотвращение возможного пожара, изоляция больного животного из стада, ранняя диагностика болезней и так далее. В устройстве 17 цветовых гамм, благодаря этому можно отследить изменение температуры животного по сигналу. Во многих хозяйствах сейчас используют видеонаблюдение, однако оно неэффективно в случае полной темноты и плохой видимости, в то время как тепловизор работает в любой ситуации.
Региональный руководитель по продажам в ЮФО, ветеринарный врач ООО «Молочная компания «Генетика Юг» Дмитрий Лагутин рассказал о современных технологиях, позволяющих заложить базу не только для общего здоровья продуктивного стада, но и следующего поколения животных. Благодаря этому уже сегодня фермер может управлять характеристиками организма сельскохозяйственного животного еще на этапе оплодотворения.
— С помощью специальных селекционных компьютерных программ для подбора пар и исходных данных можно высчитать, как КРС нужно скрещивать, чтобы получить то, что необходимо фермеру. К примеру, если он раньше сталкивался с тем, что животные очень тяжело телятся, а потом у них начинаются определенные заболевания, то теперь мы на генетическом уровне выявляем предрасположенность по данному признаку.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Председатель комитета по инвестициям Краснодарского краевого отделения «Опоры России» Эдуард Идрисов затронул проблему привлечения денежных средств в сельское хозяйство. По его словам, Краснодарский край находится в сравнительно выигрышном положении среди других субъектов страны, однако и местные фермеры испытывают сложности с получением кредитов.
— По статистике, у нас увеличилась доля собственных ресурсов фермеров, которые они используют для развития своих хозяйств, — отметил эксперт. — Доля же банков, как наших, так и иностранных, уменьшилась. Общая доля инвестиций за последние годы осталась в целом на том же уровне, но в некоторых направлениях мы наблюдаем рост, а в некоторых - падение. И, несмотря на то, что АПК Кубани инвестиционно-привлекателен, есть определенные проблемы. Так, все еще не выработана четкая оптимизационная модель инфраструктуры займа. У нас очень большое расстояние между инвестором и заемщиком. Оно выражается в том, что нет той информации, которая должна быть более доступной, не отлажен механизм координации, сопровождения, защиты прав как кредиторов, так заемщиков и инвесторов. Все эти вопросы необходимо решать в скорейшем времени.
Об опыте открытия сельскохозяйственного бизнеса с нуля и получения государственной субсидии рассказала глава КФХ «Главкрол» Лилия Цыганок. Предпринимательница отметила, что помощь государства не избавляет стартапера от необходимости привлекать собственные ресурсы для развития и укрепления позиций на рынке.
— У нас все началось с шести крольчих и одного самца. Через полгода в хозяйстве было 200 особей, и мы не знали, что делать дальше. Сегодня же хозяйство производит 70 тысяч голов в год, 105 тонн диетического мяса. Прибыльность - 870 тысяч рублей в месяц при стоимости 280 рублей за 1 кг. На территории есть два корпуса для содержания кроликов, убойный цех и цех полуфабрикатов. Но чтобы развиваться дальше, нужно расширять сбыт. Необходимы поддержка, дорогостоящее оборудование. Мы стали участвовать в фермерской программе «Семейная животноводческая ферма». Выиграв этот конкурс, получили более 14 млн рублей государственных средств на создание проекта. При участии, конечно же, еще и собственных средств. Но скажу честно: первые годы - самые сложные. Это и стартовые вложения, и реализационные маркетинговые аспекты, так как мясо кролика, конечно, хороший продукт, но уже позабытый со времен СССР. И поэтому у нас большие усилия ушли на продвижение данного продукта на рынки Краснодарского края. Средний срок окупаемости проекта - 48 месяцев. Объем чистой прибыли у нас более 7 млн. Рентабельность - не менее 19%. Мы уже ставим себе следующие задачи: расширение производства и ассортимента продукции, строительство новых корпусов.
БЕЗ ПРОДАЖ НЕТ БИЗНЕСА
По мнению Лилии Цыганок, на первых этапах развития фермер не должен пренебрегать ни одним из способов реализации продукции, так как только это поможет ему максимально расширить рынок сбыта.
— В продажах мы используем все методы: раскручиваем сайт компании, работаем с адресной доставкой и лично с клиентами, которые были с нами с самого начала, зашли на ярмарки выходного дня (16+), которые посещает большое количество людей. Занимаемся мелким (мясные магазины) и крупным («Табрис», «Лента», «Ашан», «Магнит») оптом. Также в этом году стало приятной новостью возобновление аукциона по мясу кролика. Мы уже выиграли поставку нашей продукции в два бюджетных санатория Краснодарского края. Ни в коем случае при реализации не стоить обходить что-то стороной, нужно хвататься за все возможности, и только тогда дело пойдет в гору.
Председатель комитета по PR, рекламе и работе со СМИ ККО «Опора России», руководитель PR центра «ZM» Элеонора Глушкова представила вниманию аудитории мастер-класс о том, как визуализация бизнеса позволяет увеличить сбыт продукции и привлечь инвесторов.
Тему государственного содействия в поиске новых рынков сбыта осветил заместитель директора Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса Анатолий Ротаренко. Он рассказал собравшимся о том, как фермер может получить помощь в выходе со своим продуктом не только на внутренний, но и внешние рынки.
— Сегодня по итогам 2018 года Краснодарский край находится на 9-м месте среди регионов РФ по экспорту. Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса - это предприятие развития экономики Краснодарского края, которое оказывает свои услуги и помощь предпринимателям малого и среднего бизнеса по выходу предприятий МСП в зарубежные страны абсолютно бесплатно. И сейчас, несмотря на санкции, мы продукцию Краснодарского края продвигаем и экспортируем в различные страны, в том числе в ЕС. И с каждым годом количество товарооборота лишь увеличивается, так же, как и число экспортеров. В 2018 году их количество увеличилось на 30% и достигло 1138 предприятий. При тех проблемах и барьерах, которые есть в стране, Центр проконсультирует и поможет любому предприятию по вопросам выхода на зарубежные рынки, окажет содействие в процедурах таможенного, логистического сопровождения, сертификации, валютного контроля и других видов контроля и сопровождения. Также мы бесплатно проводим образовательные программы для экспортно-ориентированных предприятий и экспортеров. Мы работаем во всех экономических зонах Краснодарского края. С 2019 года оказываем содействие предприятиям в реализации онлайн-продаж своей продукции и услуг на различных международных и отечественных платформах.
Также способствуем участию местных бизнесменов в международных выставках и бизнес-миссиях. Это дает хороший практический результат для предприятий и в целом экономики Краснодарского края. В этом году вывели более 60 новых компаний на зарубежные рынки. Мы были в странах ближнего и дальнего зарубежья, в Европе, государствах Азии и даже в Африке. Готовим предпринимателей по всем вопросам и направлениям работы за рубежом. Впереди у нас Казахстан, Вьетнам и Китай, которые посетим до конца этого года и будем добиваться заключения новых контрактов и соглашений. Вместе мы сможем добиться успехов.
Источник: «Юг Times».