02 июля 2020 новость Из-за пандемии коронавирусной инфекции сельское хозяйство столкнулось с новыми трудностями, и первой их испытала животноводческая отрасль, где рост курса доллара и снижение покупательской способности населения оказали мгновенное влияние на бизнес. Не закрывались – значит не пострадали Несмотря на то, что агропромышленный комплекс был включен в общенациональный план восстановления экономики, на реализацию которого в планируется выделить 5 трлн рублей в течение двух лет, бороться с текущими проблемами животноводы должны уже сейчас, рассчитывая только на себя. В результате многочисленных совещаний по ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности страны, животноводство, выращивание тепличных культур и деятельность, связанная с посевными работами, были отнесены к предприятиям непрерывного цикла. Они не попали под ограничительные меры и не были остановлены. Следовательно, потери для этой сферы из-за пандемии оказались минимальными, считают эксперты. Как сообщил ТАСС советник уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателе Антон Свириденко: «Пока нет сведений о том, что предприятия этой отрасли сильно потеряли в выручке. По всей стране потери в пределах 10%». Но сельхозотрасль имеет свою специфику, здесь нельзя уравнивать и считать средние цифры. С минимальными потерями вышли только крупные агрокомплексы, поставляющие продукцию в торговые сети, под удар попал сектор КФХ и ЛПХ, чьи поставки, в основном, ориентированы на ресторанный бизнес, рынки и ярмарки. С другой стороны, сегодняшний кризис открыл для сельхозпредприятий и новые возможности. Животноводство – это круглогодичная отрасль, где выгоднее продолжать деятельность, чем приостановить и затем потратить огромные ресурсы на восстановление. О том, какие меры были предприняты в период карантина и как развивать бизнес дальше, рассказали владельцы КФХ и ЛПХ, работающие в Краснодарском крае. Карантин в карантине Несмотря на то, что животноводческие предприятия не получили запрет на деятельность в период карантина, для поддержания их работы потребовалось предпринять непростые решения. Так, в КФХ «Боровецкий стан» молочную ферму полностью изолировали от контактов извне, ввели шлюзовую систему, работники в течение карантина были размещены в специальных коттеджах. Но это стало возможным во многом из-за того, что КФХ «Ключевское» изначально планировалось, как семейная ферма, включающая помещения и коттеджи для сотрудников и их семей. «У нас молочная роботизированная ферма, на которой работает 20 человек – сотрудники коровника и цеха переработки», – рассказывает сооснователь КФХ «Боровецкий стан» Артем Боровец, – «Мы приняли очень жесткие меры по дезинфекции всех пространств, по оборудованию всех сотрудников мерами защиты. Организовали все условия сотрудникам, живущим в помещениях на территории нашего комплекса. Максимально стараемся обезопасить всю коммуникацию с внешним миром и внутри фермы. В период действия пропускного режима обеспечили пропуска для автомобилей, конечно, у всех сотрудников есть маски и перчатки. Разумеется, несем финансовые затраты и на обеспечение средствами защиты, и на компенсации неудобств сотрудникам, но что делать?» Похожие действия предприняло и КФХ «Ильченко». На предприятии выполнили все требования Роспотребнадзора, составили кадровый резерв, провели дополнительное обучение, сократили количество смен, сохранив штат. «Да, уменьшилось число рабочих дней, но штат предприятия мы сохранили. И предприятие работает стабильно, как и прежде. Нам удалось сохранить и даже приумножить рабочие места, поэтому я считаю неправильным просить поддержку государства. Оснований у нас для этого нет», – говорит Юрий Васильевич Ильченко. Как пандемия повлияла на спрос Зачастую ЛПХ и КФХ – это семейный бизнес, ориентированный на небольшое количество постоянных потребителей. Все больше фермеров, выбирая между разведением свиней, коров и птицы, выбирают кроликов. Евгений Витальевич Макляков успешно занимается кролиководством уже много лет, его опыт и технологии востребованы опытными и начинающими фермерами по всей стране, но сам Евгений Витальевич называет свою деятельность семейным бизнесом. Объем производимой продукции ориентирован на 10–15 постоянных покупателей в радиусе 50 км. По словам Евгения Витальевича, спрос на крольчатину снизился в течение первых двух недель самоизоляции, так как мясо кролика не является товаром первой необходимости, и в ситуации, когда в каждой семье возник вопрос денежного обеспечения, люди отказались от приобретения вещей и продуктов, без которых можно прожить. Далее ситуация постепенно нормализовалось, сейчас фермер вышел на 70% от привычного объема поставок продукции и уверен, что вв ближайшее время спрос восстановится полностью. В КФХ «Боровецкий стан» спрос остался стабильным за счет небольших объемов производства (около 1,5 тонн в сутки готовой продукции) и онлайн-продаж: запустили сайт с возможностью напрямую заказать потребительскую корзину, бесконтактную доставку. КФХ «Ильченко» продолжает реализацию продукции в фирменных магазинах «Кладовая солнца», охватывающих станицы и часть города (Новотитаровская, Динская, пригород Краснодара пос. Северный, Прикубанский округ), и посредством бесконтактной доставки по краю. Настоящие сложности еще впереди Фермеры несут огромные затраты не только на запуск новых инструментов продаж и выполнение требований Роспотребнадзора. Предстоят и прямые затраты – в связи с ростом курса доллара выросли цены на корма, оборудование и запчасти. У большинства фермеров нет возможности выращивать корма для животных, приходится закупать их у поставщиков. Нельзя забывать и об упаковке, цена на которую тоже выросла. «Очевидно, что те цены, с которыми мы сейчас работаем, не смогут обеспечить нам рентабельность», – говорит Артем Боровец, – «Конечно, повышать цены будет некрасиво и неправильно в этот период времени. Мы находимся на передовой, должны помогать населению. Очень хочется верить, что мы сможем дотянуть без поднятия цен до момента, когда люди начнут нормально зарабатывать». Одним из решений может стать ориентировка на продукцию российских производителей оборудования, кормов, ветпрепаратов и упаковки. В ситуации, когда фермер вынужден повысить цены, снизить себестоимость продукции помогут отечественные поставщики, главное, чтобы их материалы были такими же качественными. Для многих потребителей фермер – это человек, гарантирующий качество продукции, а значит, все этапы производства должны соответствовать установленным стандартам. Люди уходят из городов В отличие от борьбы за потребительский спрос на продукты питания, совершенно иные результаты показал бизнес по производству оборудования и материалов для сельского хозяйства. Так, Евгений Макляков кроме кролиководства занимается изготовлением оборудования для кроликов: мини-фермы, клетки, кормушки. Спрос на его товары в период самоизоляции вырос стремительными темпами – такой востребованности никто не ожидал. «Видимо, те, кому посчастливилось выехать загород и на дачи, после первого месяца самоизоляции задались вопросом, что же делать дальше? И яичко хочется свое, курочку приобрели, курятники, потом о кроликах начали задумываться. Та тенденция, что сейчас наметилась, она уже идет, это сказывается на спросе на жилье в сельской местности, мне много звонков поступает, знакомые просят посмотреть и узнать, где и что продается. Я знаю, что, как только карантин снимут, в Краснодарский край хлынет большое количество покупателей домов. Наверняка 70-80% из них заведут небольшое хозяйство для себя», – говорит Евгений Макляков. Сложно прогнозировать, появится ли больше крупных фермерских хозяйств после пандемии. В период самоизоляции много людей выехали на свои участки за городом, решили завести небольшой бизнес, который, как минимум, поможет обеспечить продовольствием собственную семью. У Евгения Витальевича заказывают оборудование для курятников и крольчатников. «Будут ли заниматься крупным фермерством, не знаю, пока я не вижу предпосылок у нас в Краснодарском крае расширения фермерских хозяйств. Как мне кажется, эта ниша уже освоена. В каких-то других регионах – да, возможно. В частности, в Подмосковье, Ленинградской области и тяготеющим к ним регионам», – говорит фермер. После пандемии спрос на продукцию локального производства однозначно продолжит возрастать. Все больше людей относятся к своему здоровью, к своей пище более внимательно, выбирая фермерскую продукцию. Однако, несмотря на высокий потенциал отрасли, опытным и начинающим фермерам предстоит решить много вопросов: от грамотного выбора оборудования и материалов для производства до внедрения онлайн-продаж и выхода на внутренний рынок, в магазины и торговые сети. Решить огромное количество сложных задач, узнать о новинках отрасли и изучить опыт успешных фермеров, не тратя лишнее время деньги, можно на ежегодной выставке «Прибыльное животноводство» в Краснодаре. Посещение выставки позволит решить вопросы по оснащению молочных и мясных ферм, больших комплексов и малых предприятий; независимо от размеров хозяйства найти надежных поставщиков качественного оборудования для выращивания и содержания птицы, свиней, овец, КРС, а также ветеринарных препаратов, кормовых добавок и многого другого. В рамках выставки проводятся десятки специализированных мероприятий – это отличная возможность получить новые навыки и найти подходящие решения для развития своего бизнеса в новых условиях. В 2020 году выставка «Прибыльное животноводство» пройдет 21–23 октября. Быть в курсе всех новостей поможет страница выставки в Instagram @farmingexpo Мы продолжаем проводить прямые эфиры с фермерами из Краснодарского края и других регионов страны, и говорим о важных вопросах животноводческой отрасли: как начать прибыльный фермерский бизнес, как фермеру получить поддержку от государства, как запустить кролиководческую ферму и многое другое. Присодиняйтесь к @farmingexpo и получите ответы на свои вопросы от успешных фермеров!